Ну должны же коты, пес возьми... Во что-нибудь верить?!
любимый ЛоуэнНельзя забывать, что мазохистский характер может распасться только тогда, когда мазохист сможет сам работать и вести нормальную половую жизнь в течение длительного времени, то есть достаточно долго после того, как закончится лечение»
Изучая строение тела мазохиста, мы отметили несколько особенностей. С точки зрения структуры все люди такого склада обладают крупным телом и хорошо развитой мускулатурой. Это не физическая мощь гибкого, ловкого атлета; это больше похоже на разрушительную силу гориллы. Сходство их физического облика с гориллой усиливает округлая спина, короткая толстая шея, мускулистые руки и бедра. Каждый человек такого склада демонстрирует так называемую «мышечную скованность», которая объясняет атаксичость их действий и экспрессии. По тому, как энергия движется внутри такой структуры, с ее сильным напряжением в тыльной стороне шеи и в нижних конечностях, можно объяснить поведение мазохиста. На рис.14 слева - диаграмма движения энергии нормального человека, справа- движение энергии мазохиста.
«Когда мазохист и нормальный человек преодолевают определенную напряженность, специфика мазохиста состоит в том, что, хотя он и борется за удовольствие, как любой другой человек, нарушения механизма приводят к полной неудаче в этой борьбе и заставляют переживать как неудовольствие то, что нормальный человек ощущает как удовольствие» ( Reich 1949, р.217).
Из-за сильного напряжения, сконцентрированного вокруг двух выходных отверстий, мазохист может обеспечить себе разрядку, только выталкивая что-либо наружу. Это характерно для его и профессиональной и сексуальной жизни. Хотя мазохист действует на уровне, недоступном, для человека с оральным характером, при этом не он способен расслабиться и вести себя с легкостью; он словно «проталкивается» в работу. Он действует кишками, а не сердцем, и ему обычно не хватает спонтанности и творчества. Пока мазохист функционирует «из кишечника», он плохой работник. Он слишком нуждается в одобрении. Длительное напряжение до такой степени «связывает» кишки, что упадок сил неминуем.
Мазохистский характер демонстрирует чрезмерно развитую мускулатуру и пониженную духовность, как будто мышечная система поглотила духовную сторону организма и разрушила ее. Мазохист приземлен, тяжел, и его агрессия снижена. Как мы выяснили раньше, чрезмерное развитие мускулатуры связано не с двигательной активностью, а с ее удерживанием. Неудивительно, что агрессия редуцирована.
При мазохизме, однако, мы сталкиваемся с проблемой двоякого рода, поскольку природные инстинктивные влечения обращены друг против друга. Если мы поощряем агрессию, она действует против нежных чувств и не дает настоящего удовлетворения. Освободить духовные чувства, когда необходимая для этого освобождения моторная сила сама по себе является тюремщиком, становится почти невозможным. Нелегко достичь духовного центра лишенного свободы мазохиста, поскольку он заточен в глубину темницы, построенной жесткой и очень развитой мышечной системой. Душа плачет, желая освободиться, и ее слабость постоянно принимает форму нытья.
При мазохизме, однако, мы сталкиваемся с проблемой двоякого рода, поскольку природные инстинктивные влечения обращены друг против друга. Если мы поощряем агрессию, она действует против нежных чувств и не дает настоящего удовлетворения. Освободить духовные чувства, когда необходимая для этого освобождения моторная сила сама по себе является тюремщиком, становится почти невозможным. Нелегко достичь духовного центра лишенного свободы мазохиста, поскольку он заточен в глубину темницы, построенной жесткой и очень развитой мышечной системой. Душа плачет, желая освободиться, и ее слабость постоянно принимает форму нытья.
Терапевтический подход к проблеме мазохизма многосторонен. Необходимо установить определенный контакт с запертой в темнице душой, чтобы поддержать в той тяжелой борьбе, которая ждет ее впереди. Это означает, что аналитик всегда должен проявлять симпатию, понимание и оказывать поддержку пациенту, несмотря на его постоянные неудачи, пессимизм, недоверие и враждебность. В то же время нельзя разрешать пациенту перекладывать тяготы и ответственность за свое состояние на терапевта. Трудность здесь состоит в том, что необходимо сохранить рациональный баланс между симпатией, с одной стороны, и критическим анализом поведения - с другой. Только в этих рамках можно проводить терапевтическую работу. Необходимо устранить спастичность мускулатуры, освободить заблокированные движения. Когда амбивалентность агрессии и нежных чувств исчезнет, произойдет слияние влечений, а это и есть генитальное функционирование.
Надо признать, что решение проблемы мазохиста связано с увеличением его сексуального удовольствия и удовлетворения. Но результат здесь обеспечит его собственное энергетическое функционирование, а терапевт может только направлять его и показывать ему, как преодолевать трудности. Мы сильны исключительно своими знаниями и верой и бессильны что-либо сделать вместо пациента. Если это знание и вера сильнее, чем недоверчивость и враждебность, которые испытывает пациент, терапия будет успешной. Но без успешного применения любые знания теряют ценность. Можем ли мы доказать это и продемонстрировать пациенту возможность иного функционирования?
Устранение мышечных напряжений и спастичности зависит от знания динамики телесной подвижности. Этот вопрос, однако, выходит за рамки настоящей книги. Тем не менее некоторые соображения, связанные с лечением мазохиста, можно высказать прямо сейчас. В основе мазохистской структуры лежит чрезмерно развитая и контрактированная мускулатура. Необходимо устранить эту контрактуру, что требует движений, растягивающих и удлиняющих мышцы. Например, при ударах по кушетке у человека должно возникнуть ощущение подъема в голове и теле и вытяжения рук. При этом он сознает глубокие напряжения, которые связывают лопатки и плечи. Это действие является одним из сильных утверждений Я. Подобным же образом используются движения, которые раскрывают и высвобождают глубинные напряжения тазового пояса. Для того чтобы таз стал мобильным, необходимо растянуть контрактированную мускулатуру бедер. В дальнейшем в сознании пациента должно возникнуть чувство расслабления и наполненности таза.
Пожалуй, самая заметная особенность строения тела мазохиста - бычья шея, то есть толстая, мускулистая, но не очень ригидная. Ригидность шеи является выражением гордости, которая у мазохиста отсутствует. Укорачивающая шею сильная спастичность локализуется в глубоко расположенных мышцах, не участвующих в обычных произвольных движениях. Эти мышцы сдерживают бессознательную ярость и блокируют экспрессию импульсов, направленных вверх. Если у таких пациентов попытаться вызвать рвотный рефлекс, то можно увидеть, как волна импульсов прокатывается вверх и блокируется в горле. Это не связано с ригидностью горла, свойственной истерическому характеру. Блок создается контрактурой, которая подавляет импульс, направляя его от головы вниз и останавливая экспансивное действие. Как будто голова командует «нет» импульсу рвоты. Это состояние идентично тому, что происходит в нижней части тела. Но когда мы вызываем рвотный рефлекс, у нас есть возможность помочь пациенту осознать этот механизм и показать ему, как его преодолеть.
Если говорить про нижнюю часть тела, то тенденция втягивать живот и поднимать тазовое дно, останавливая тем самым продвижение вниз волны возникающего возбуждения, является другим аспектом того же самого механизма, о котором мы только что говорили. Проблема мазохизма не решится, пока не будет преодолена эта тенденция втягивать и напрягать живот. Это можно проработать сознательно, но нельзя забывать, что за таким напряжением стоит страх боли, вызывающий волну возбуждения, которая доходит до спастичного тазового дна и напряженного генитального аппарата. Активное сжатие выполняет функцию предупреждения связанного с болью переживания. Пациент должен встретиться с этой болью, научиться терпеть ее, чтобы перестать бояться. Добиться этого можно с помощью специальных упражнений, основанных на растяжении глубоких мышц. Здесь действует принцип боли-удовольствия. С увеличением терпимости к боли, возрастает и возможность удовольствия. Мазохистской структуре характера присущ догенитальный паттерн поведения, который непрочно «заякоренен» во взрослой реальности.
На противоположном конце тела экспрессия лица также ограничена. Я уже отмечал, что для мазохиста типично выражение невинности и наивности, Это могут быть широко открытые невинные глаза, наивная естественная или глуповатая улыбка. За всем этим скрыт страх, презрение, недоверие, а еще глубже - напуганный ребенок. Такие экспрессии могут достичь поверхности и стать осознанными, а испуг- проявиться открыто и отреагироваться. Ни одно изменение не является более ценной наградой, чем высвобождение этих застывших экспрессий.
Вернемся вновь к дилемме мазохиста. Его страстное желание любить и быть любимым затрагивает оба конца энергетического маятника. Сверху, в мозгу - недоверие и сомнение. Это задерживает поток чувств (как при рыдании) в горле. Злость в тыльной стороне шеи действует против самого мазохиста, как и против его матери. Его «я не хочу», первоначально направленное наружу, теперь не позволяет уступить самому. А у «дьявола» в сознании всегда найдется убедительное, рациональное объяснение такой позиции. Снизу поток слез сдерживают глубокие напряжения в животе. Пока мазохист сохраняет таз и живот в контрактированном состоянии, он находится в безопасности. Может прорваться тонкая струйка, но это не страшно. Если давление становится очень сильным, пар выходит в виде нытья или другой формы провоцирующего поведения. Нельзя игнорировать ценность такого действия, ведь оно играет роль предохранительного клапана.
Зная динамику структуры характера, можно сделать вывод о проблеме переноса и природе сопротивлений. Мы можем предвидеть те позиции, которые займет мазохист. Во-первых, он видит в аналитике человека, который будет одобрять его, и полагает, что однажды ему удастся завоевать полное одобрение, услышать, что все будет хорошо. Когда этого не происходит, он ждет, что аналитик «сделает это за него», и в это время воспринимает его как знающую и заботливую мать. Негативную сторону составляют презрение, отвращение, враждебность и злоба, которые пациент первоначально испытывал по отношению к родителю. Мазохист переносит свою зависимость на аналитика в виде бессознательного требования «сделать это за него» и сопротивляется всякому рациональному предложению взять на себя ответственность за собственное поведение. При лечении мазохизма очень важно потребовать от пациента, чтобы он выразил позитивные чувства. Только так может полностью проявиться природа сохраняющейся злобы. Возможно, такое требование вызовет сильное сопротивление, поскольку мазохист очень боится раскрыться. Сказать, что он боится, что его любовь будет отвергнута,- значит выразиться слишком мягко. Он был унижен еще ребенком и не будет рисковать снова. Сомнение и недоверие пустили глубокие корни. Может ли он обрести радость и счастье? Разве не приведет это к дальнейшему страданию? Приведет. Он будет рыдать и испытывать острую муку. Но только после рыдания он почувствует умиротворение и в какой-то мере может стать счастливым. "Мазохист должен страдать. Только когда он откажется от н а жима и давления, печаль оставит его. Если злость, заблокированная его смирением, высвобождается, перед терапевтом оказывается очень несчастный ребенок. Но специфика мазохистского характера уже преодолена.
Оральный характер боится дотянуться до мира. Мазохист дотягивается до реальности, но его одолевают такие сомнения, что он отступает назад прежде, чем достигает. Оба типа характера относятся к догенитальным энергетическим структурам, они не обладают независимостью, не чувствуют себя в безопасности и нуждаются в благоприятном окружении. В широком смысле мазохизм представляет собой форму оральности, в отличие от организмов, функционирующих на генитальном уровне. При оральном характере энергии очень мало, поэтому, не считая спастичности и напряжений в генитальном аппарате, ощущение страдания тоже невелико. Мазохист продуцирует много энергии, но имеет низкую генитальную способность. Это ведет к сильной фрустрации и страданию. Более высоко организованные структуры Я, с сексуальностью, закрепленной на генитальном уровне, прекрасно балансируют между излишком энергии и способностью к разрядке, между сенсорным и моторным компонентом, между духовной и материальной природой своего существования.
Перед тем как рассмотреть типы характеров этой группы, важно понять, что мазохизм- это тенденция к тому, чтобы сжаться, усомниться, по терпеть неудачу и хныкать. Это вызвано, как мы видели, переживаниями, которые возникали, когда личности ребенка наносилась травма в результате активного подавления его независимости и стремления утвердить себя. Если эта тенденция является ключевым моментом личности и детерминирует ее базисный паттерн реакции, мы говорим о мазохистской структуре характера. Это не значит, что тип характера присутствует вчистом виде, скорее мы можем категоризировать его фундаментальные энергетические отношения. Очень редко, по крайней мере в нашей культуре, попадаются дети, которые могут избежать активного вмешательства в свою независимость и утверждение. Также редко встречаются индивиды, которые не проявляют в той или иной степени мазохистской тенденции отступить, усомниться, пожаловаться. Если эта склонность не доминирует, мы говорим о чертах мазохизма. При более высокой организации структуры Я на психологическом уровне это компенсируют защиты Я, а на соматическом уровне - ригидность.
Анализ мазохистских черт происходит так же, как и анализ структуры характера. Важно только понимать, какова их роль в целой личности. Как действует механизм компенсации? Насколько мазохизм угрожает Я? Эти факторы необходимо оценивать с точки зрения индивидуальной структуры характера. Если мазохистские тенденции очевидны, надо начинать с них. С другой стороны, когда компенсация более эффективна, эти тенденции не будут проявляться, пока не ослабится (характерологически и телесно) доминирующая ригидность.
Мы можем подвести итоги обсуждения проблемы мазохизма, еще раз сравнив ее с проблемой орального характера. Оральность возникает в результате чувства депривации, от которого человек страдал в младенчестве и раннем детстве. Мазохизм- это результат активного подавления независимости и стремления утвердиться в том возрасте, когда ребенок начинает сознавать свои оральные, анальные и генитальные функции. Материнское вмешательство и доминирование над оральным и анальным функционированием ребенка играет при этом решающую роль. Если людям с оральной структурой свойственно бессознательное «я не могу», то мазохисту соответствует бессознательное «я не хочу». И тот и другой тип обладает недостаточно развитой структурой Я, что связано с преобладанием догенитальной энергии. Хочется надеяться, что знания о том, что у ребенка есть собственные потребности в пище, и о физиологической основе его выделительных процессов помогут уменьшить проявления мазохизма в будущих поколениях.
Изучая строение тела мазохиста, мы отметили несколько особенностей. С точки зрения структуры все люди такого склада обладают крупным телом и хорошо развитой мускулатурой. Это не физическая мощь гибкого, ловкого атлета; это больше похоже на разрушительную силу гориллы. Сходство их физического облика с гориллой усиливает округлая спина, короткая толстая шея, мускулистые руки и бедра. Каждый человек такого склада демонстрирует так называемую «мышечную скованность», которая объясняет атаксичость их действий и экспрессии. По тому, как энергия движется внутри такой структуры, с ее сильным напряжением в тыльной стороне шеи и в нижних конечностях, можно объяснить поведение мазохиста. На рис.14 слева - диаграмма движения энергии нормального человека, справа- движение энергии мазохиста.
«Когда мазохист и нормальный человек преодолевают определенную напряженность, специфика мазохиста состоит в том, что, хотя он и борется за удовольствие, как любой другой человек, нарушения механизма приводят к полной неудаче в этой борьбе и заставляют переживать как неудовольствие то, что нормальный человек ощущает как удовольствие» ( Reich 1949, р.217).
Из-за сильного напряжения, сконцентрированного вокруг двух выходных отверстий, мазохист может обеспечить себе разрядку, только выталкивая что-либо наружу. Это характерно для его и профессиональной и сексуальной жизни. Хотя мазохист действует на уровне, недоступном, для человека с оральным характером, при этом не он способен расслабиться и вести себя с легкостью; он словно «проталкивается» в работу. Он действует кишками, а не сердцем, и ему обычно не хватает спонтанности и творчества. Пока мазохист функционирует «из кишечника», он плохой работник. Он слишком нуждается в одобрении. Длительное напряжение до такой степени «связывает» кишки, что упадок сил неминуем.
Мазохистский характер демонстрирует чрезмерно развитую мускулатуру и пониженную духовность, как будто мышечная система поглотила духовную сторону организма и разрушила ее. Мазохист приземлен, тяжел, и его агрессия снижена. Как мы выяснили раньше, чрезмерное развитие мускулатуры связано не с двигательной активностью, а с ее удерживанием. Неудивительно, что агрессия редуцирована.
При мазохизме, однако, мы сталкиваемся с проблемой двоякого рода, поскольку природные инстинктивные влечения обращены друг против друга. Если мы поощряем агрессию, она действует против нежных чувств и не дает настоящего удовлетворения. Освободить духовные чувства, когда необходимая для этого освобождения моторная сила сама по себе является тюремщиком, становится почти невозможным. Нелегко достичь духовного центра лишенного свободы мазохиста, поскольку он заточен в глубину темницы, построенной жесткой и очень развитой мышечной системой. Душа плачет, желая освободиться, и ее слабость постоянно принимает форму нытья.
При мазохизме, однако, мы сталкиваемся с проблемой двоякого рода, поскольку природные инстинктивные влечения обращены друг против друга. Если мы поощряем агрессию, она действует против нежных чувств и не дает настоящего удовлетворения. Освободить духовные чувства, когда необходимая для этого освобождения моторная сила сама по себе является тюремщиком, становится почти невозможным. Нелегко достичь духовного центра лишенного свободы мазохиста, поскольку он заточен в глубину темницы, построенной жесткой и очень развитой мышечной системой. Душа плачет, желая освободиться, и ее слабость постоянно принимает форму нытья.
Терапевтический подход к проблеме мазохизма многосторонен. Необходимо установить определенный контакт с запертой в темнице душой, чтобы поддержать в той тяжелой борьбе, которая ждет ее впереди. Это означает, что аналитик всегда должен проявлять симпатию, понимание и оказывать поддержку пациенту, несмотря на его постоянные неудачи, пессимизм, недоверие и враждебность. В то же время нельзя разрешать пациенту перекладывать тяготы и ответственность за свое состояние на терапевта. Трудность здесь состоит в том, что необходимо сохранить рациональный баланс между симпатией, с одной стороны, и критическим анализом поведения - с другой. Только в этих рамках можно проводить терапевтическую работу. Необходимо устранить спастичность мускулатуры, освободить заблокированные движения. Когда амбивалентность агрессии и нежных чувств исчезнет, произойдет слияние влечений, а это и есть генитальное функционирование.
Надо признать, что решение проблемы мазохиста связано с увеличением его сексуального удовольствия и удовлетворения. Но результат здесь обеспечит его собственное энергетическое функционирование, а терапевт может только направлять его и показывать ему, как преодолевать трудности. Мы сильны исключительно своими знаниями и верой и бессильны что-либо сделать вместо пациента. Если это знание и вера сильнее, чем недоверчивость и враждебность, которые испытывает пациент, терапия будет успешной. Но без успешного применения любые знания теряют ценность. Можем ли мы доказать это и продемонстрировать пациенту возможность иного функционирования?
Устранение мышечных напряжений и спастичности зависит от знания динамики телесной подвижности. Этот вопрос, однако, выходит за рамки настоящей книги. Тем не менее некоторые соображения, связанные с лечением мазохиста, можно высказать прямо сейчас. В основе мазохистской структуры лежит чрезмерно развитая и контрактированная мускулатура. Необходимо устранить эту контрактуру, что требует движений, растягивающих и удлиняющих мышцы. Например, при ударах по кушетке у человека должно возникнуть ощущение подъема в голове и теле и вытяжения рук. При этом он сознает глубокие напряжения, которые связывают лопатки и плечи. Это действие является одним из сильных утверждений Я. Подобным же образом используются движения, которые раскрывают и высвобождают глубинные напряжения тазового пояса. Для того чтобы таз стал мобильным, необходимо растянуть контрактированную мускулатуру бедер. В дальнейшем в сознании пациента должно возникнуть чувство расслабления и наполненности таза.
Пожалуй, самая заметная особенность строения тела мазохиста - бычья шея, то есть толстая, мускулистая, но не очень ригидная. Ригидность шеи является выражением гордости, которая у мазохиста отсутствует. Укорачивающая шею сильная спастичность локализуется в глубоко расположенных мышцах, не участвующих в обычных произвольных движениях. Эти мышцы сдерживают бессознательную ярость и блокируют экспрессию импульсов, направленных вверх. Если у таких пациентов попытаться вызвать рвотный рефлекс, то можно увидеть, как волна импульсов прокатывается вверх и блокируется в горле. Это не связано с ригидностью горла, свойственной истерическому характеру. Блок создается контрактурой, которая подавляет импульс, направляя его от головы вниз и останавливая экспансивное действие. Как будто голова командует «нет» импульсу рвоты. Это состояние идентично тому, что происходит в нижней части тела. Но когда мы вызываем рвотный рефлекс, у нас есть возможность помочь пациенту осознать этот механизм и показать ему, как его преодолеть.
Если говорить про нижнюю часть тела, то тенденция втягивать живот и поднимать тазовое дно, останавливая тем самым продвижение вниз волны возникающего возбуждения, является другим аспектом того же самого механизма, о котором мы только что говорили. Проблема мазохизма не решится, пока не будет преодолена эта тенденция втягивать и напрягать живот. Это можно проработать сознательно, но нельзя забывать, что за таким напряжением стоит страх боли, вызывающий волну возбуждения, которая доходит до спастичного тазового дна и напряженного генитального аппарата. Активное сжатие выполняет функцию предупреждения связанного с болью переживания. Пациент должен встретиться с этой болью, научиться терпеть ее, чтобы перестать бояться. Добиться этого можно с помощью специальных упражнений, основанных на растяжении глубоких мышц. Здесь действует принцип боли-удовольствия. С увеличением терпимости к боли, возрастает и возможность удовольствия. Мазохистской структуре характера присущ догенитальный паттерн поведения, который непрочно «заякоренен» во взрослой реальности.
На противоположном конце тела экспрессия лица также ограничена. Я уже отмечал, что для мазохиста типично выражение невинности и наивности, Это могут быть широко открытые невинные глаза, наивная естественная или глуповатая улыбка. За всем этим скрыт страх, презрение, недоверие, а еще глубже - напуганный ребенок. Такие экспрессии могут достичь поверхности и стать осознанными, а испуг- проявиться открыто и отреагироваться. Ни одно изменение не является более ценной наградой, чем высвобождение этих застывших экспрессий.
Вернемся вновь к дилемме мазохиста. Его страстное желание любить и быть любимым затрагивает оба конца энергетического маятника. Сверху, в мозгу - недоверие и сомнение. Это задерживает поток чувств (как при рыдании) в горле. Злость в тыльной стороне шеи действует против самого мазохиста, как и против его матери. Его «я не хочу», первоначально направленное наружу, теперь не позволяет уступить самому. А у «дьявола» в сознании всегда найдется убедительное, рациональное объяснение такой позиции. Снизу поток слез сдерживают глубокие напряжения в животе. Пока мазохист сохраняет таз и живот в контрактированном состоянии, он находится в безопасности. Может прорваться тонкая струйка, но это не страшно. Если давление становится очень сильным, пар выходит в виде нытья или другой формы провоцирующего поведения. Нельзя игнорировать ценность такого действия, ведь оно играет роль предохранительного клапана.
Зная динамику структуры характера, можно сделать вывод о проблеме переноса и природе сопротивлений. Мы можем предвидеть те позиции, которые займет мазохист. Во-первых, он видит в аналитике человека, который будет одобрять его, и полагает, что однажды ему удастся завоевать полное одобрение, услышать, что все будет хорошо. Когда этого не происходит, он ждет, что аналитик «сделает это за него», и в это время воспринимает его как знающую и заботливую мать. Негативную сторону составляют презрение, отвращение, враждебность и злоба, которые пациент первоначально испытывал по отношению к родителю. Мазохист переносит свою зависимость на аналитика в виде бессознательного требования «сделать это за него» и сопротивляется всякому рациональному предложению взять на себя ответственность за собственное поведение. При лечении мазохизма очень важно потребовать от пациента, чтобы он выразил позитивные чувства. Только так может полностью проявиться природа сохраняющейся злобы. Возможно, такое требование вызовет сильное сопротивление, поскольку мазохист очень боится раскрыться. Сказать, что он боится, что его любовь будет отвергнута,- значит выразиться слишком мягко. Он был унижен еще ребенком и не будет рисковать снова. Сомнение и недоверие пустили глубокие корни. Может ли он обрести радость и счастье? Разве не приведет это к дальнейшему страданию? Приведет. Он будет рыдать и испытывать острую муку. Но только после рыдания он почувствует умиротворение и в какой-то мере может стать счастливым. "Мазохист должен страдать. Только когда он откажется от н а жима и давления, печаль оставит его. Если злость, заблокированная его смирением, высвобождается, перед терапевтом оказывается очень несчастный ребенок. Но специфика мазохистского характера уже преодолена.
Оральный характер боится дотянуться до мира. Мазохист дотягивается до реальности, но его одолевают такие сомнения, что он отступает назад прежде, чем достигает. Оба типа характера относятся к догенитальным энергетическим структурам, они не обладают независимостью, не чувствуют себя в безопасности и нуждаются в благоприятном окружении. В широком смысле мазохизм представляет собой форму оральности, в отличие от организмов, функционирующих на генитальном уровне. При оральном характере энергии очень мало, поэтому, не считая спастичности и напряжений в генитальном аппарате, ощущение страдания тоже невелико. Мазохист продуцирует много энергии, но имеет низкую генитальную способность. Это ведет к сильной фрустрации и страданию. Более высоко организованные структуры Я, с сексуальностью, закрепленной на генитальном уровне, прекрасно балансируют между излишком энергии и способностью к разрядке, между сенсорным и моторным компонентом, между духовной и материальной природой своего существования.
Перед тем как рассмотреть типы характеров этой группы, важно понять, что мазохизм- это тенденция к тому, чтобы сжаться, усомниться, по терпеть неудачу и хныкать. Это вызвано, как мы видели, переживаниями, которые возникали, когда личности ребенка наносилась травма в результате активного подавления его независимости и стремления утвердить себя. Если эта тенденция является ключевым моментом личности и детерминирует ее базисный паттерн реакции, мы говорим о мазохистской структуре характера. Это не значит, что тип характера присутствует вчистом виде, скорее мы можем категоризировать его фундаментальные энергетические отношения. Очень редко, по крайней мере в нашей культуре, попадаются дети, которые могут избежать активного вмешательства в свою независимость и утверждение. Также редко встречаются индивиды, которые не проявляют в той или иной степени мазохистской тенденции отступить, усомниться, пожаловаться. Если эта склонность не доминирует, мы говорим о чертах мазохизма. При более высокой организации структуры Я на психологическом уровне это компенсируют защиты Я, а на соматическом уровне - ригидность.
Анализ мазохистских черт происходит так же, как и анализ структуры характера. Важно только понимать, какова их роль в целой личности. Как действует механизм компенсации? Насколько мазохизм угрожает Я? Эти факторы необходимо оценивать с точки зрения индивидуальной структуры характера. Если мазохистские тенденции очевидны, надо начинать с них. С другой стороны, когда компенсация более эффективна, эти тенденции не будут проявляться, пока не ослабится (характерологически и телесно) доминирующая ригидность.
Мы можем подвести итоги обсуждения проблемы мазохизма, еще раз сравнив ее с проблемой орального характера. Оральность возникает в результате чувства депривации, от которого человек страдал в младенчестве и раннем детстве. Мазохизм- это результат активного подавления независимости и стремления утвердиться в том возрасте, когда ребенок начинает сознавать свои оральные, анальные и генитальные функции. Материнское вмешательство и доминирование над оральным и анальным функционированием ребенка играет при этом решающую роль. Если людям с оральной структурой свойственно бессознательное «я не могу», то мазохисту соответствует бессознательное «я не хочу». И тот и другой тип обладает недостаточно развитой структурой Я, что связано с преобладанием догенитальной энергии. Хочется надеяться, что знания о том, что у ребенка есть собственные потребности в пище, и о физиологической основе его выделительных процессов помогут уменьшить проявления мазохизма в будущих поколениях.
@темы: Для памяти